Итоговая контрольная по истории
Вариант №3
Часть 1
А1. Какое из указанных
событий произошло позднее других?
|
|
|
|
А2. Во главе монгольского
войска, двинувшегося на Русь в 1237
г., стоял
|
|
|
|
А3. Какой из указанных
терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI-XII в.?
|
|
|
|
А4. Что из названного
относится к предпосылкам возвышения Москвы
в XIV-XV вв.?
|
|
|
|
А5. Какое из указанных
произведений было создано в XVII
в.?
|
|
|
|
А6. Деятельность кого из
названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?
|
|
|
|
А7. Как назывался глава
учрежденного реформами Петра I
Синода?
|
|
|
|
А8. Что из названного
относится к политике Павла I?
|
|
|
|
А9. Что из названного
относится к результатам деятельности Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?
|
|
|
|
А10. Прочтите отрывок из
документа и укажите год, когда произошло описанное событие.
«Собрались князья в Любеч
для устроения мира. И обращались к себе: «Зачем губим Русскую землю… Пусть
каждый держит отчину свою».
|
|
|
|
А11. Какое из указанных
событий произошло в 1864 г.?
|
|
|
|
А12. Кто из названных
общественных деятелей был автором «Русской правды», конституционного проекта
Южного общества декабристов?
|
|
|
|
А13. С правлением какого
монарха связан термин «контрреформы»?
|
|
|
|
А14. Что из названного
относится к идеологии западничества?
|
|
|
|
А15. Что из названного
относится к причинам неудачи «хождения в народ»?
|
|
|
|
А16. Какие из названных
сражений относятся к истории Отечественной войны 1812 г.
|
|
|
|
|
|
Укажите верный ответ.
|
|
|
|
А17. Прочтите отрывок из книги историка и укажите имя
императора,
к царствованию которого относится описанное
событие.
«Магницкий налетел на
Казанский университет, пошарил кое-что и, воротившись, доложил, что университет
подлежит уничтожению.
Император наложил на
доклад резолюцию: «Зачем разрушать, можно исправить». Исправлять был послан он
же, чтобы поставить преподавание, как он говорил, на началах Священного союза».
|
|
|
|
А18. Какое из указанных
событий произошло в XV
в.?
|
|
|
|
А19. Начало
книгопечатания в нашей стране связано с деятельностью
|
|
|
|
А20. Термин «урок» в X в. называли
|
|
|
|
А21. Что из названного
относится к последствиям опричнины?
|
|
|
|
А22. Какое из указанных
событий произошло позднее других?
|
|
|
|
А23. К реформам Петра I относится
|
|
|
|
А24. Какой из указанных терминов
характеризует процесс освобождения общественной жизни из-под влияния церкви?
|
|
|
|
А25. Что из названного
относится к политике в области образования и просвещения второй половины XVIII в.?
|
|
|
|
А26. Что из названного
относится к причинам крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.?
|
|
|
|
А27. Прочтите отрывок из
сочинений историка (XVIII в.) и укажите даты царствования императрицы, о которой он
говорит.
«Ни у кого из тех, кто
когда-либо занимал российский престол, не было так мало прав на царский венец,
как у нее… Но её царствование было одним из самых благополучных… Именно ей
суждено было завершить многие дела Петра I и явить образец новых принципов управления государством».
|
|
|
|
А28. Какое из названных
событий произошло в 1881 г.?
|
|
|
|
А29. Кто из названных
общественных деятелей был создателем теории общинного (или крестьянского)
социализма?
|
|
|
|
А30.С
правлением какого монарха связано начало промышленного переворота
|
|
|
|
А31. Что из названного
относится к политике Александра III?
|
|
|
|
А32. Что из названного
относится к причинам неудач преобразований
первого десятилетия царствования Александра II?
|
|
|
|
А33.
Какие из названных представлений относятся к идеологии западников?
|
|
|
|
|
|
Укажите верный ответ.
|
|
|
|
А34. Прочтите отрывок из
записок современника и укажите год, пропущенный в тексте.
«Летом … года
революционеры рассыпались по всему обширному пространству России. Первою
заботой революционеров, двинувших
в народ, было приискание
таких пунктов из которых можно было
совершать экскурсии в
народ».
|
|
|
|
Часть 2
В1. Расположите в
хронологической последовательности события:
|
|
|
|
В2. Установите
соответствие между законодательными актами и соответствующими их принятию
столетиями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В3. Прочтите отрывок из сочинения
историка и назовите имя императрицы, о котором идет речь.
«Мирная и беззаботная,
она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала
первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть
солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа. Она же основала первый настоящий
университет в России – Московский».
В4. Установите
соответствие между фамилиями общественных деятелей и направлениями общественной мысли:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В5. Прочитайте отрывок из
выступления императора перед московским дворянством и назовите его имя.
«… Лучше начать
уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнет
само уничтожаться снизу. Прошу вас, господа, обдумать, как привести все это в
исполнение».
В6. Расположите в
хронологической последовательности события:
|
|
|
|
В7. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской
культуры и сферами их деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя
царя, о котором идет речь.
«Царь наделал … больше
поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и
последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене,
московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в
Александровой слободе».
В9. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской
истории и их деятельностью:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В10. Прочтите отрывок из
воспоминаний и напишите название описанного маневра.
«Определено было обойти
Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии,
откуда мы могли получить подкрепление и продовольствие… Тогда как французам,
ниоткуда не получавшим помощи, предстояли всякие трудности в сгоревшей столице».
В11. Определите какие из
перечисленных ниже событий связанны с правлением Александра I:
|
|
|
|
|
|
Часть 3
Прочтите отрывок из исторического
источника и кратко ответьте на
вопросы С1 – С3. Ответы предполагают
использование
информации из
источника, а также применение исторических
знаний по курсу истории соответствующего
периода.
Из Летописной повести о побоище на Дону
«Соединившись со всеми князьями русскими и
со всей силой, пошел он против Мамая, скоро из Москвы, намереваясь оборонять
свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска
княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских
князей, как при этом князе…
В то время Мамай стал за Доном, буйствуя,
возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…
Пришли они к Дону, стали тут и много
раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи,
так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь
сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время
битвы нашей…» И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий
день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до
третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки
приготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел
за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его…»
С1. Напишите год, к
которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они
связаны.
С2. Как автор относится к
событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для
обоснования вашего мнения.
С3. Чем закончилась
описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. В чем
видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.
Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти
задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. Назовите не менее
трех целей реформ Русской православной церкви в середине XVII в. и не менее трех последствий преобразований,
проведенных патриархом Никоном.
С5. Историк и
общественный деятель К.Д. Кавелин полагал, что в царствование Александра III проводился
последовательно реакционный курс: «даже то, что щадила железная рука Николая I, было раздавлено
неосмысленною рукой его внука».
Какую другую точку зрения по вопросу о характере
политики Александра III
вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и
приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами,
подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6.
В середине XIII в.
великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные
отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для
новых вторжений.
Назовите
не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине XIII в.
отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили
выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин.
С7. Сравните
систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после
реформ, проведенных Петром I.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным
(не менее трех различий).
Инструкция по проверке и оценке
работ учащихся по истории России
Вариант №3
ЧАСТЬ 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Постоянная ссылка на полную записьhttp://zhanna.blog2x2.ru/-b1/-b1-p93.htmКомментарииОставить комментарий |
У этой записи пока нет комментариев. Вы можете добавить свой Комментарий...